О СТУДИИ | ОБУЧЕНИЕ | DVD | УЧИТЕЛЯ | ВИДЕО |
|
Учитель и ученик Роль и значимость учителя в индийской культуре, в особенности в области всякого традиционного знания и искусства, переоценить невозможно. Учитель одновременно связан с двумя источниками жизни – с родителями и с миром священного (с богами и высшей реальностью). Также он связан с двумя парадоксально противоположными сферами – традицией и новаторством. В.С. Семенцов, описывая традицию наследования в Индии текстов Вед, отмечает, что «главной целью было воспроизводство не текста, но личности учителя – новое, духовное от него рождение ученика. Именно это – живая личность учителя как духовного существа – и было тем содержанием, которое при помощи священного текста передавалось от поколения к поколению в процессе трансляции ведийской культуры». Эту особенность можно проследить в способе передачи буквально всех ремесел, наук, искусств. В «Законах Ману» выделяется три категории учителей: учитель (ачарья), преподаватель (упадхьяя) и наставник (гуру). «Тот брахман, который, посвятив ученика, обучает его Веде вместе с Кальпой (руководство к ритуалу) и Рахасьей («сокровенное»), называется ачарья. Кто преподает Веды или Веданги ради снискания средств к жизни, тот называется преподавателем. Тот брахман, который совершает согласно правилам обряды при зачатии и прочие и снабжает пищей, считается гуру». Но уже и в те времена «гуру» стали называть учителя, передающего священное знание: «как гуру почитаем тот, кто передает знание Веды (шрути) – будь то много или мало». В Индии считается, что хороший учитель должен обладать, по крайней мере, следующими шестью качествами: памятью (смрти), интеллектом (медха), последовательностью (апоха), способностью взрастить ученика (шишьянишпадана), знаниями (мати), разумностью (уха). Иногда сюда добавляют также похвальные действия (шлагна), стремление к посвящению (рага), умение выполнять трудную работу и бороться (сангхарша) и энтузиазм (утсаха). Учителю, обучающему танцу (нритьячаре), нужны еще некоторые качества. Во-первых, как и любой другой учитель, он должен принадлежать к хорошей семье, образованной и порядочной. Индийцы верят в семейное наследование профессиональной пригодности, особенно качеств учителя. Однако, при этом важна не столько его формальная принадлежность к сословию священников и учителей – брахманам, сколько особый образ мыслей. Его воспитывают родители, но также развивается и сам человек в течение всей жизни. Хорошо, если учитель танца – энергичный человек и яркая личность, ведь для своих учеников он является идеалом для подражания. Он всегда должен быть беспристрастным. Разумеется, учитель танца должен безупречно владеть мастерством, должен знать теорию и технику хореографии. Это и четыре типа актерской выразительности (абхиная), и умение создать бхаву и показать расу, и владение лайей и талами (ведь ритм – это «дыхание танца»). Учитель должен иметь представление о разных вариациях «чистого» танца (нритта), он должен уметь входить в сам и выходить из него. Также учитель должен уметь петь и играть на музыкальных инструментах. Музыка и вокал – основа классического танца Индии, и преподаватель танца должен уметь сочинять раги, разные инструментальные композиции и стихи. Учителю необходимо знать о разных школах танца и их особенностях. Нужно знать своих учителей и учителей своих учителей, т.е. своих духовных родителей. Благодаря этому человек понимает свое место в обществе. Наконец, учитель танца всегда должен быть радостен и приветлив, уравновешен, спокоен и восприимчив к чувствам учеников. Чтобы научить человека танцу, необходимо много времени и прилежности, множество усилий для преобразования тела ученика. Чтобы достичь успеха, учитель должен быть мудрым и терпеливым. Так как гуру является земным воплощением всего божественного, никто не должен его осуждать. Положение учителя в Индии иногда считается доже более высоким, чем статус богов. С учительством как духовным рождением ученика связано важное индуистское понятие «дважды рожденные»: «Так как отец и мать порождают его (ребенка) от взаимной любви, следует считать, что это его рождение произошло (только) от чрева. Но рождение, которое для него посредством «савитри» согласно правилам дает учитель, знающий Веду, - действительное; оно свободно от старости и смерти». Учитель порождает ученика – т.е. выступает в роли матери, творца, вкладывает в него знания, дает силы следовать путем мокши – освобождения от мритьялоки, земных пут. Высшим аскетическим подвигом называется послушание трем лицам – учителю (воплощению Брахмы), отцу (воплощению Праджапати - Шивы) и матери(воплощению Притхви – Земли): «Все дхармы исполнены у того, у кого те трое почтены: у кого они не почтены, для того все обряды бесплодны». Только пройдя обучение, человек становится чхандомайя – созвучным стихам Вед (чхандам), т.е. метрике Вселенной, и сахридая – сопереживающим сущности мира, совпадающим с ним своим сердцем. (из книги С.И.Рыжаковой «Индийский танец – искусство преображения») Очень интересное интервью с Гуру Шайладжой |