О СТУДИИ | ОБУЧЕНИЕ | DVD | УЧИТЕЛЯ | ВИДЕО |
|
Брахмадэва - Создатель Вселенной Бог Брахма – первый образ ортодоксальной Брахманической триады; Вишну – второй, а Шива – третий. Брахма – это Бог Созидания. Он традиционно считается Создателем всей вселенной. В Веданте, тонкое космическое тело, называемое Хиранья-гарбха, считается Творцом, Брахмой. Тонкое тело индивидуума состоит из его интеллекта и разума, т.е. из всех его мыслей. Тонкое космическое тело – это совокупность всех тонких тел всех живых существ. Тонкое тело индивидуума ответственно за создание своего грубого физического тела и за мир объектов, которые его окружают. Другими словами, это оборудование ума-разума проецирует физическое тело и мир. Если это оборудование отсутствует, тогда отсутствуют и физическое тело, и мир. Таким образом, совокупность всех тонких тел всех живыхсуществ, Хиранья-гарбха, и есть Создатель всей вселенной, олицетворенный в Брахме. Проявленный мир многообразия возник из непроявленной Реальности. Чтобы отметить это, Брахма описывается рожденным из пупка Вишну (который представляет Вечную Реальность), в тот момент, когда Он показан лежащим на великом змее Ананте в Молочном Океане.
Одно из ранних иконографических описаний представляет Брахму четырехликим Богом, сидящим в лотосе. В своих четырех руках он держит сосуд с водой (камандалу), манускрипт (веды), инструмент для жертвоприношения (щрува) и четки (мала). Он носит шкуру черной антилопы, а его средство передвижения – лебедь (хамса). Это описание божества, равно как и других божеств в Индуизме, несет мистический символизм. Бог, сидящий в лотосе, указывает, что Он навсегда укоренен в Вечной Реальности. Лотос представляет Реальность, являющуюся основой его существования. Четыре головы Брахмы символизируют четыре Веды. Его четыре руки, так же как и у других Богов, означают четыре внутренних аспекта человеческого существа (Антахкарна), а именно: ум (манас), интеллект (буддхи), эго (ахамкар) и сознание (читта). Благодаря этим четырем аспектам функционируют мысли, и они же являются проявлением Чистого Сознания. Оленья шкура указывает на то, что искатель, стремящийся достичь состояния Брахмы, должен сначала строго соблюдать дисциплину как брахмачари. Соблюдая дисциплину, искатель должен внимательно изучать и делать выводы из духовных писаний, что подразумевает манускрипт в одной из рук Брахмы (в той руке, что символизирует интеллект). С таким самоконтролем и дисциплиной, руководствуясь знаниями священных писаний, он должен использовать свое физическое тело в самоотверженном и преданном служении для общего благополучия. На это указывает инструмент, используемый во время жертвоприношений, который Брахма держит в руке, означающей эго. Когда эти три духовные практики стали частью искателя, его ум становится свободным от чувственных преследований внешнего мира. Только такой ум, который устремлен внутрь и относительно спокоен, способен сконцентрироваться (дхарана) и произносить мантры (джапа), на что указывает третья рука (ум) с четками (мала). Медитация является последней ступенькой и процессом, благодаря которому искатель переходит из своей ограниченной индивидуальности в безграничное состояние Самореализации. На это указывает сосуд с водой (символ аскетизма) в четвертой руке, означающей сознание. Бог Брахма использует лебедя в качестве своего средства передвижения. Смысл в том, что Реализованный человек пользуется в жизни уникальным качеством, принадлежащим лебедю. Лебедь, согласно индийской мифологии, может отделять молоко от воды, если они смешаны. Аналогично, реализованный человек признает одну Высшую Истину, присущую всем многочисленным явлениям. Бог Создатель должен обязательно обладать знанием созидания, т.е. знанием самого процесса творения. Поэтому супругой Брахмы является Богиня Знания, Мать Сарасвати. Жизнь в этом мире – это проявление принципов созидания, разрушения и поддержки. Фактически, все эти принципы взаимосвязаны. Видимое разрушение – это не что иное, как предшественник всего нового строения, они идут рука об руку и являются двумя сторонами одной монеты. Конец утра является началом дня, а конец вечера – началом ночи и т.д. Так и Брахма, Вишну и Шива, символизирующие созидание, поддержку и разрушение, по сути, являются одним целым принципом существования.
Эта идея хорошо иллюстрируется в образе бога Даттатрейи: у него три головы – Брахмы, Вишну и Шивы, что говорит о неразделимости этих принципов. Божество Даттатрея всегда изображается в сопровождении четырех собак, которые символизируют четыре Веды. Собака – одно из наиболее преданных животных в мире, она следует за хозяином при любых обстоятельствах. Так и Веды сопровождают реализованного человека во всех его действиях, мыслях и желаниях.
Все создания возникают из Викшепы (волнения мысли). Эта викшепа-шакти и есть Бог Брахма, орудие ума-разума. Человек, состоящий, в сущности, из своего ума и интеллекта, уже пробудил эту энергию (викшепа-шакти) и осознал Брахму. Поэтому поклонение и пробуждение Брахмы не практикуется никем. И все-таки, существует несколько храмов в честь Брахмы. В них Он почитается учеными и королями (вождями) для создания творческих идей на благо людей. Вожди поклоняются Ему для укрощения своего эго и создания планов на благо своей нации. Аналогично, ученые ищут творческого вдохновения, вспышек новых мыслей, раскрывающих тайны Природы. Поклонение Брахме не популярно в Индии. Это так, потому что идея творения не приемлема для искателя Истины. Ведь именно работа мыслей завуалировала Высшую Реальность. Все духовные искатели пытаются избавиться от мыслей и сохранить это состояние пока Истина не проявится Сама. |
Copyright © Irina Shivashankar 2008 |