О СТУДИИ ОБУЧЕНИЕ DVD УЧИТЕЛЯ ВИДЕО

ТРИМУРТИ: БРАХМА-ВИШНУ-ШИВА
Шри Вишну
Вишну-Нараяна

Анализируя человеческую индивидуальность,индийская философия Веданта предлагает ученику открыть в глубочайших тайниках своего существа Состояние Чистого Сознания, которое является Единым Источником для всех его чувств и мыслей.

Это великое Я, действующее как Искра Существования внутри каждого из нас, и есть Единственная Вечная Реальность. Когда она выражается посредством ума и интеллекта, постоянно приобретающая и владеющая добром и злом мира, эта Всепроникающая Реальность становится темой всех величайших писаний мира.

Вьяса описывает эту великую Реальность в своей «Вишну Пуране» как Шри Нараяну. Шри Нараяна изображается пребывающим в состоянии йогического сна (йога-нидра) в Вайкунте. Описано, что в Молочном Океане (Кшиирабдхи) Шри Нараяна лежит в йога-нидре на огромном ложе-змее (Ананта), защищенный его капюшоном. За ним ухаживает Лакшми, его супруга, которая всегда у Его стоп.

Глубоко в тайниках нашей души (Вайкунта) лежит Бесконечная Истина (Шри Вишну) на змее Ананта (ум), который описывается как тысячеголовый. Во всех религиях змея символизирует изворотливый ум, который в одно и то же время может обдумывать тысячи мыслей, и, возможно, проливать свой яд через свои многочисленные потребности, наклонности, желания и страсти. В жизни замечено, что кобра, чтобы ужалить жертву, поворачивает свой капюшон от своего туловища. То есть если ум повернут к внешнему миру, он способен отравлять этот внешний мир.

В описании Вишну, капюшон змея повернут к собственному туловищу, которое свернуто спиралью, образовывая, таким образом, мягкую кровать, на которой лежит Бог Вишну (Всепроникающий). Это означает, что когда «тысячеголовый» человеческий ум поворачивает свое внимание внутрь себя, сворачиваясь в самом себе, тогда наступает момент осознания Бесконечного Вишну: состояние безмысленного осознания в атмосфере благоговейного поклонения. Бог пребывает в йогическом сне. Это означает, что в Чистом Осознании, мир, известный нам, состоящий из эмоций и мыслей, не существует вообще. Так же как и в обычном сне, мы не осознаем мира множественности. Но это не обычный сон, это момент положительного опыта Всепроникающей Реальности, поэтому он и зовется йога-нидра.

Такое видение Бога может быть прочувствовано умом, когда он поворачивается к себе; и достичь стабильности этого состояния ум может только в атмосфере величайшей чистоты. Поэтому Вишну и отдыхает в Молочном Океане, т.е. в океане человеческой доброты.

Шри Лакшми (Богатство, Сила и Слава) располагается у Его ног, служа Ему. Человек Реализованный, прочувствовавший в медитации Дух Вселенной внутри себя, не стремится к внешним богатствам мира. Все богатство находится у его стоп, желая служить ему, как послушный помощник.

Бог Нараяна тот, кто олицетворяет Силу Поддерживающую. Он тот, кто проявляет Себя в человеческом мире в Своих воплощениях во времена, когда необходимо избавление от великого зла для дальнейшего развития человечества. Когда этот добросердечный Бог пробуждается от йогического сна и снисходит на Землю, чтобы благословить своих почитателей, Он принимает форму Нараяны, описания которого во множестве можно найти в «Вишну Пуране». Будь то поэтическое описание Друвы в момент его великого «видения Нараяны», или прекрасная песнь Прахлады, или песни Нарады, мы находим символы, раскрывающие значение Шри Вишну.

Традиционно, Он описывается как имеющий кожу голубого цвета, облаченный в желтые одежды, в короне, стоящий на божественном лотосе. У Него четыре руки и Он держит в них Раковину (Щанкха), Диск (Чакра), Булаву (Гада) и Лотос (Падма). Все эти атрибуты выражают глубокий символизм, очень четко указывающий на то, что Вишну не кто иной, как Могущественный Божественный Дух, являющийся Неизменным Центром всех изменений, Непреходящей Сутью всех конечных вещей.

Голубой – это цвет Бесконечности, и все, что является таковым, может восприниматься человеческим глазом только как голубое. Например, ясное летнее небо. Желтый цвет ассоциируется с Землей. Все, что хранится в земле, приобретает желтый оттенок, а в огне земля (глина), сияет желтым цветом. Таким образом, Шри Нараяна представляет Неизмеримую, Всепроникающую Реальность (голубой цвет), облаченную в земную материю (желтый цвет). Другими словами, Он - Вечность, выраженная через форму.

Когда Дух (Атман) выражается через форму, проявляется индивидуум (Джиива). Всякий индивидуум действует в этом мире не только своими двумя человеческими руками, но и «тонким» набором четырех рук. Эти четыре аспекта, которые функционируют изнутри физического тела, называются «тонким телом». В Веданте они известны как «внутреннее снаряжение», представляющее Ум, Интеллект, Эго и Сознание. Они - то и выражаются во внешней форме Бога Вишну, имеющего четыре руки.

Бог носит Корону, показывая тем самым свое Величие и превосходство над всеми именами и формами. Он владелец душ во всей Вселенной.Могущественный Вечный Бог пребывает в ядре нашей персональности как сам Дух.

Его руки никогда не пустые – каждая держит символ, указывающий, как выполняет свои божественные обязанности Хранитель Вселенной. Он дует в Раковину, призывая человека жить по законам дхармы, чтобы в конечном итоге достичь Его и получить от Него Бесконечное Благословение нерушимого спокойствия и совершенства. Эту «цель», указанную во всех священных писаниях, в Индийской традиции символизирует Лотос. С трепетной заботой Он призывает человека испытать совершенную радость, и человек, блуждая в поисках удовлетворения своих чувственных потребностей, слышит иногда эхо этих волнующих звуков внутри себя, зовущих остановиться и успокоиться. Обычно человек не слышит, а если и слышит, то ему не хватает воли, чтобы последовать этому зову. Он продолжает гнаться за бесполезными вещами. Вот в такие моменты, из любви к человеку, Бог поднимает свою Булаву, чтобы сбить человека с ног с помощью разочарований, неудовлетворения и растущего беспокойства.

Если, несмотря на это, человек не обращается в сторону духовного пути, Бог тогда использует разрушительную силу своего Диска, который способен разрушить тело, чтобы поднять его из круговорота нездоровых обстоятельств. Это относится как к индивидууму, так и к сообществу или целой нации. Очарованный иллюзорными радостями чувственных объектов, человеческий ум увлекается разрушающими жизнь удовольствиями. И если этот материальный и недостойный образ жизни продолжается, несмотря на постоянное умственное напряжение и нагрузку, общество растрачивает все свои высокие стремления, теряет даже свою общую эффективность и, в конечном итоге, теряет все, чем владело и заканчивает жалким и губительным падением. Это то, о чем свидетельствует история и диктует здравый смысл.

Можно считать «руку, держащую Раковину» интеллектом, «руку, держащую Диск» - эго, «руку, держащую Булаву» - умом, а «руку, держащую Лотос» - сознанием. Чуткий к различениям интеллект зовет и указывает нам наиболее благоприятный образ жизни, и если мы игнорируем этот беззвучный шепот в нашем сердце и бросаемся в жизнь «внешнюю», тогда мы постоянно "набиваем шишки". Если и тогда мы не способны осознать свою глупость, и бесполезно тратим свою жизнь, надменное эго, распухшее от этих глупостей ума, в протест интеллекту, приведет человека к его полному разрушению.

Но если мы прислушиваемся к зову и смиряем наше эго и ум в поклонении Богу,тогда мы обязательно придем к Его священным стопам и получим Лотос, который Он предлагает нам в бесценный дар за столь незначительную жертву с нашей стороны. Когда внутренние инструменты ума, интеллекта и эго пересекают свои пределы, Свет Сознания, просвещающий их для нас, обнаруживается как Чистый Вечный Дух.

Господь навечно соединен с Брахманом, поэтому Он изображается стоящим в Лотосе.

Тот искатель, кто размышляет над символизмом, представленным в Божественной Форме Шри Вишну, теперь не просто смотрит на Его физическую форму. Он переносится в пределы Реализации своей собственной внутренней Истинной Природы.



Copyright © Irina Shivashankar 2008


Rambler's Top100


Hosted by uCoz